Описание методики проведения ассортиментно-ценового мониторинга продаж SCM (sales and consumers monitoring).

а примере рынка хлебобулочных изделий)

 

Основная цель методики – получение достоверный данных об объеме рынка, его конкурентной, продуктовой и торговой инфраструктуре и данных для сегментации рынка.

 

Принцип методики – исключить субъективные оценки покупателями продуктов питания объемов и структуры их потребления членами собственного домохозяйства, использовать только прямые замеры продаж в торговых точках.

 

Тип исследования – наблюдение + опрос.

 

БРИФ на проведение исследования, анкеты и инструкции по проведению

План исследования. SCM, как исследование носит описательный характер с выявлением внутренних взаимосвязей внутри системы данных и представляется собой совмещение двух типов исследования: наблюдения и опроса. В течение первого этапа исследования проводится перепись торговых точек города, продающих хлеб и хлебобулочные изделия. На втором этапе на выборке из 400 торговых точек, составленной на основе генеральной совокупности всех точек, полученных при переписи, проводится регистрация покупок и сбор информации о покупателях. Продуктовые группы, в которых планируется провести замер, перечислены ниже:

·         Хлеб смешанной валки (здесь же заварные сорта)

·         Батоны 0,35 – 0,5 кг,

·         Хлебобулочные изделия и сдобные изделия 0,1 - 0,3кг,

·         Мелкоштучные хлебобулочные изделия и мелкоштучные сдобные изделия 0,01 – 0,1кг,

·         Хлеба из пшеничной муки,

·         Слоеные изделия.

 

Формирование выборки.

Элемент выборки – торговая точка.

Отбор элементов. Все торговые точки разбиваются на типы, существенно отличающиеся по формату торговли. Для рынка хлеба используются следующие типы:

·         булочные-кондитерские (основная специализация – продажа х/б изделий),

·         продовольственные магазины (прилавочная торговля),

·         дискаунтеры (самообслуживание),

·         универсамы (самообслуживание),

·         киоски (закрытый неразборный тип без торгового зала),

·         палатки (открытый разборный, переносной тип без торгового зала),

·         торговые павильоны (закрытый тип с торговым залом, расположение на остановках, рыночных рядах, в торговых центрах).

 

Квоты выборки выбираются в соответствии с реальным соотношением торговых точек различного типа в городе. Для Тулы эти данные имеются благодаря проведенной в мае 2007 года переписи торговых точек города.

Выборка формируется случайным образом (с соблюдением квот) из списка переписи торговых точек. При обнаружении отсутствия торговой точки для проведения исследований принимается

·         либо соседняя точка, идентичная по типу,

·         либо, если это затруднительно, составляется список «ненайденных» точек, который заменяется на новый таким же методом случайного отбора из списка переписи.

 

6. Полевые работы и сбор данных.

Исследование проводится в несколько этапов. На первом этапе проводится полная перепись торговых точек, в которых присутствует продукция из указанных товарных групп. Для этого Заказчик предоставляет список точек для проверки. Исполнитель проверяет актуальность этого списка и вносит в него необходимые изменения и дополнения. На втором этапе по результатам первого этапа Заказчик готовит выборку из 400 торговых точек, в которых Исполнитель производит перепись ассортимента и цен и регистрацию покупок в торговых точках. Замеры продаж в трговых точках проводятся в течение одного часа. Регистрация продаж осуществляется в два этапа: перепись ассортимента, регистрация покупок.

Схему исследования Исполнитель согласовывает с Заказчиком. В ходе исследования будут собираться следующие данные:

1)      Перепись ассортимента в наличии в розничных торговых точках

Фиксируются:

·         Представленные марки (с разновидностями и подгруппами)

·         Производители

·         Тип фасовки

·         Размер фасовки

·         Цена за ед.

2)      Регистрация реальных продаж в торговых точках

При покупке фиксируются:


o   Тип торговой точки

o   Дата регистрации

o   Время регистрации

o   Название торговой точки

o   Название купленных марок

o   Название производителя

o   Разновидность марки

o   Тип фасовки

o   Объем фасовки

o   Количество купленных единиц

o   Цена за ед.

o   Пол покупателя

o   Возраст покупателя

o   Род занятий

o   Размер семьи

o   Количество детей в семье до 16 лет

o   Уровень дохода на 1 человека в месяц

o   Частота покупки в товарной группе


 

При переписи торговых точек для каждой фиксируется:

o   Наименование.

o   Адрес.

o   Телефон.

o   Площадь торгового зала.

o   ФИО директора (владельца).

o   Наличие рядом объектов, оказывающих существенное влияние на посещаемость точки (рядом рынок, вокзал, остановка автотранспорта, стадион и т.п.)

 

Схема проведения замеров.

Замер продаж проводится по специально разработанной анкете в каждой торговой точке в течение одного часа в следующем порядке:

·         перепись ассортимента и цен в торговой точке,

·         перепись продаж

¬  фиксация покупки (наблюдение),

¬  сбор данных о покупателе (опрос).

Регистрация продаж осуществляется в два этапа: перепись ассортимента, регистрация покупок. При этом перепись ассортимента и цен в торговых точках и регистрацию покупок и демографических данных о покупателях.

  1. Перед началом непосредственного сбора данных об ассортименте и покупках в торговых точках определяются маршруты интервьюеров по городу, и составляется график поседения ими торговых точек. Итоговое распределение замеров в торговых точках должно быть равномерным во времени в течение дня и в течение недели и определяться в зависимости от типа торговой точки, ее положения и других параметров.
  2. Регистрация ассортимента и покупок в торговых точках должна проходить по следующей схеме:

а.       Интервьюер приходит в точку за 15-20 минут до начала регистрации покупок.

б.      Переписывает ассортимент и цены в торговой точке, используя анкеты «ХЛЕБ смешанной валки_ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ», «БАТОНЫ_ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ», «ХБ_ВЫПЕЧКА_ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ», «СЛОЕНЫЕ_ИЗДЕЛИЯ_ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ.

в.      Начинает регистрацию покупок и сбор демографических данных в торговой точке. Интервьюер проводит сбор данных в течение 1 (одного) часа, используя анкету «ПРОДАЖИ».

г.       После истечения 1 (одного) часа сбора данных в точке переходит в другую торговую точку в соответствии со своим маршрутом.

 

 

Принцип расчетов. Массив данных разбивается на однородные части à проводится замер покупок для каждой части à определяются средние значения продаж для каждой части (частные средние)  à проводится сборка данных из средних значений до восстановления суммарной величины для массива данных в целом.

 

Для восстановления месячных данных покупок по частным средним значениям используются данные о числе будних и рабочих дней в месяце и численности торговых точек различного типа. Годовой объем рынка определяется по данным сезонности продаж, на основании данных, например, продаж Тульского хлебокомбината.

 

Ввод данных.

Производится в подготовленной электронной форме в программе MS Access или в MS Excel.

 

Обработка.

Для обработки данных и простых выборочных расчетов используются статистические функции MS Excel, для проведения факторного и кластерного анализа Statistika или SPSS.

 

Преимущество способа.

Использование шкал отношений, как наиболее точного вида шкалирования. Определение абсолютных значений размера рынка, что позволяет сопоставить их с данными продаж Тульского хлебокомбината.

Яндекс.Метрика