Исследовательский бриф

на проведение исследования рынка хлеба в Туле

1       Исходные данные.

Компанией «Центропродукт» принято решение внести изменения в стратегию развития ЗАО «Тульский хлебокомбинат» на перспективу до 2012 года. Это требует проведение замера покупок и покупателей.

2      Определение задач исследования.

В ходе исследования необходимо выполнить следующие задачи:

1.       Определение объема рынка.

2.      Уровень дистрибуции и представленности ассортимента участников рынка.

3.      Определение долей рынка его участников.

4.      Определение уровня цен и величины эластичности продаж к цене.

5.      Описание покупательского поведения потребителей и их сегментация.

6.      Изучению подлежат следующие группы продукции:

1)      БАТОНЫ 0,35-0,5

2)     МШт Х/Б и СДОБНЫЕ изделия <0,099

3)     Х/Б и СДОБНЫЕ изделия 0,1-0,4

4)     ХЛЕБ из ПШЕНИЧНОЙ муки

5)     ХЛЕБ смешанной валки

3       Методика.

Сбор данных осуществляется совмещением наблюдения за покупками, переписью покупок, ассортимента и цен в торговых точках и опроса покупателей для заполнения социально-демографического профиля по анкетам, приведенным в приложении.

4       Формирование выборки.

Элемент выборки – торговая точка. Количество торговых точек равно 384 единицам.

Для рынка хлеба используются следующие типы торговых точек:

·         булочные-кондитерские (основная специализация – продажа х/б изделий),

·         продовольственные магазины (прилавочная торговля),

·         дискаунтеры (самообслуживание),

·         универсамы (самообслуживание),

·         киоски (закрытый неразборный тип без торгового зала),

·         палатки (открытый разборный, переносной тип без торгового зала),

·         торговые павильоны (закрытый тип с торговым залом, расположение на остановках, рыночных рядах, в торговых центрах).

Список торговых точек предоставляется заказчиком исследования.

При обнаружении отсутствия торговой точки для проведения исследований принимается

·         либо соседняя точка, идентичная по типу,

·         либо, если это затруднительно, составляется список «ненайденных» точек, который заменяется на новый таким же методом случайного отбора из списка переписи.

5       Полевые работы.

Исполнитель производит перепись ассортимента и цен и регистрацию покупок в торговых точках. Замеры продаж в торговых точках проводятся в течение одного часа. Регистрация продаж осуществляется в два этапа: перепись ассортимента, регистрация покупок.

  1. Перед началом данного этапа работы супервайзер готовит маршрутные задания интервьюерам-переписчикам. Каждый интервьюер прикрепляется к определенной городской зоне, в которой он в соответствии со списком точек маршрутного задания, полученных от супервайзера, и проводит перепись. Итоговое распределение замеров в торговых точках должно быть равномерным во времени в течение дня и в течение недели и определяться в зависимости от типа торговой точки, ее положения и других параметров.
  2. Регистрация ассортимента и покупок в торговых точках должна проходить по следующей схеме:

а.      Интервьюер приходит в точку за 15-20 минут до начала регистрации покупок.

б.      Переписывает ассортимент и цены в торговой точке, используя анкеты №1, №2, №3, №4, №5 «ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ».

в.      Начинает регистрацию покупок и сбор демографических данных в торговой точке. Интервьюер проводит сбор данных в течение 1 (одного) часа, используя анкету №6 «ПРОДАЖИ».

г.       После истечения 1 (одного) часа сбора данных в точке переходит в другую торговую точку в соответствии со своим маршрутом.

5.1    Перепись ассортимента и цен.

Интервьюер использует анкеты №1-5 (ассортимент и цены в торговой точке), тщательно заполняя их. Ассортимент и цены интервьюер переписывает по наличествующему товару и текущим ценам в рамках групп продукции, изучаемых в исследовании. Интервьюер в качестве источников информации о товаре использует упаковку товара, ценник, ответ продавца (или кассира).

Фиксируются:

·         Представленные марки (с разновидностями и подгруппами)

·         Производители

·         Тип фасовки

·         Размер фасовки

·         Цена за ед.

Перепись ассортимента и цен в одной точке занимает от 5-ти до 15 минут, в зависимости от широты ассортимента. Она осуществляется прямым переписыванием присутствующего ассортимента в анкету. При этом следует избегать машинального копирования сведений с ценников об отсутствующей продукции, запасы которой в этой торговой точке закончились. При переписи интервьюер основывается на информации о названии изделия, его производителе, массе изделия, виду и цене, нанесенной на упаковку, ценник или полученной от продавца (кассира). Необходимо уточнять название производителя у продавца. В случае сомнений или отсутствии информации о названии товара, его производителе, развесе интервьюер делает описание товара (либо его фотографию) с тем, чтобы эти данные можно было восстановить позже. В графе «Название товара» анкет №1-5 записывается уникальное название изделия. Например, для трех названий одного и того же изделия  «Булочка Азовская», «Булка Азовская 100 г», «Изделие мелкоштучное Азовская» необходимо записать в графу «Название товара» «Азовская», а в графу «Вид» «Булка». В графе «Производитель» указывается производитель данного изделия.

При затрудненности переписи из-за правил торговой точки или действия охраны (сетевые торговые точки, супермаркеты или дискаунтеры) запись ассортимента и цен проводится на диктофон и далее (в конце дня, например) расшифровывается. Допустимо также делать фотографии ценников присутствующей продукции и позже вносить информацию о них в анкеты №1-5. В крайнем случае, при невозможности ведения записей в торговой точке производится закупка переписываемого ассортимента, после чего на основе информации с чеков проводится заполнение анкет №1-5. Заказчик возмещает Исполнителю расходы, ушедшие на вынужденную закупку продукции. Могут использоваться и иные законные и этически корректные методы сбора данных об ассортименте и ценах.

Для ввода данных вместо анкеты №3 можно использовать программу для Pocket Access, предоставляемую отделом маркетинга ЗАО «Центропродукт» для использования на КПК.

5.2    Регистрация фактических продаж в торговых точках

Замер продаж проводится по анкете №6 в каждой торговой точке в течение одного часа после проведения перепись ассортимента и цен в следующем порядке:

·         фиксация покупки (наблюдение),

·         сбор данных о покупателе (опрос).

При покупке фиксируются:


·         Тип торговой точки

·         Дата регистрации

·         Время регистрации

·         Название торговой точки

·         Название купленных марок

·         Название производителя

·         Разновидность марки

·         Тип фасовки

·         Объем фасовки

·         Количество купленных единиц

·         Цена за ед.

·         Пол покупателя

·         Возраст покупателя

·         Род занятий

·         Размер семьи

·         Количество детей в семье до 16 лет

·         Уровень дохода на 1 человека в месяц

·         Частота покупки в товарной группе


Для проведения регистрации покупок интервьюер размещается в отделе, соответствующем виду исследуемой продукции, или в прикассовом пространстве. Отслеживает покупки посетителей магазина, фиксируя их в анкете №6. После того, как покупатель сделает окончательный выбор, т.е. покинет территорию отдела или оплатит покупку на кассе, интервьюер собирает социально-демографические данные о нем путем короткого интервью. При этом интервьюер уточняет состав покупки покупателя.

Подойдя к покупателю, интервьюер здоровается и произносит вступительную фразу. Интервьюер не должен упоминать название хлебозавода «Тульский хлебокомбинат» не только как заказчика исследования, но и не показывать респонденту какую-либо причастность «Тульского хлебокомбината» к проведению настоящего исследования. Наилучшим вариантом представления было бы то, при котором респондент бы понял, что опрос проводится независимым исследовательским или социологическим агентством. В качестве заказчика исследования можно назвать администрацию города, прессу, в крайнем случае, группу предприятий-производителей муки.

Вступительная фраза может быть такой:

·         Классическая: «Мы проводим опрос о потреблении хлеба в Туле. Не могли бы Вы уделить 1-2 минуты для того, чтобы сообщить информацию о себе, как покупателе хлебобулочных изделий?».

·         На получении первого ответа «да», выполняющего отчасти фильтрующую роль. «Вы купили хлеб? (Да.) Хотелось бы попросить Вас помочь нашему социологическому агентству изучить потребление хлеба в Туле. Не могли бы Вы уделить 1-2 минуты для того, чтобы ответить на вопросы нашей анкеты?»

Впишите ответ для района города и количества человек в семье, отметьте цифру варианта ответа, где приведены списки вариантов. При ответе на вопрос о доходе покажите карточку «Группы дохода» и попросите, не называя размер дохода, указать группу на карточке. Уточните, правильно ли заполнен социально-демографический раздел.

Поблагодарите респондента за участие в опросе и отметьте важность его сведений для оценки состояния рынка хлеба в городе.

6      План исследования.

Исследование сочетает в себе различные типы: инвентаризация (перепись), наблюдение (аудит), интервью (опрос).

6.1    Подготовка интервьюеров.

В качестве интервьюеров идеально подходят женщины в возрасте 35-50 лет. Нежелательно приглашать студентов.

Перед началом проведения опроса необходимо провести подробный инструктаж интервьюеров. Желательно также провести тренинг, на котором имитируется поведение интервьюера, включающее все шаги при проведении переписи и опроса, включающие


·         выбор респондента,

·         перепись ассортимента в торговой точке,

·         фиксацию покупки,

·         использование диктофона для регистрации ассортимента, цен, покупки и ответов респондента,

·         начальные фразы обращения к респонденту,

·         проведение интервью по анкете,

·         формулы вежливости,

·         приемы удержания внимания респондента,

·         заключительные фразы,

·         ведение записей,

·         подведение итогов своей части опроса.


6.2    Контроль над проведением опроса

Слежение и руководство ходом опроса осуществляет супервайзер.

При проверке работы интервьюера, необходимо предупредить их, что их работа будет выборочно проверяться. Для этого следует в соответствии с планами для каждого интервьюера сделать выезд на часть точек в городе, где планируется опрос или перепись, и проверить работу интервьюера на месте.

6.3    Ввод данных.

Все заполненные анкеты необходимо собрать и в вести в базу данных Access, предоставленную Заказчиком. Пропуски в анкетах необходимо уточнять, не откладывая с тем, чтобы информация не забылась.

 


7       Приложения

7.1    Анкета №1

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ

БАТОНЫ 0,35-0,5

Анкета № ___________

№ маршрута:

Интервьюер:

Дата замера: ____.____.09г

Название т/т

Адрес ул__________________________д________

Тел

код

Наименование/ марка

Производитель

Разновидность

Вид упак.

Вес, г.

Цена руб.

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

Виды упаковки    1. Простой п/э пакет  2. Без упаковки  3. П/э конверт  4. П/э подушка  5. П/э мешочек  6. П/э «конфета»  7. Картонная коробка  8. Пластиковая коробка  9. Коррекс  10. Подложка 11. Бумаж. пакет «конверт»  12. Бумаж. пакет "мешочек" 13. Пласт. банка 14. Стекл. банка 15. «Телевизор»

7.2    Анкета №2

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ

МШт Х/Б и СДОБНЫЕ изделия <0,099

Анкета № ___________

№ маршрута:

Интервьюер:

Дата замера: ____.____.09г

Название т/т

Адрес ул__________________________д________

Тел

код

Наименование/ марка

Производитель

Разновидность

Вид упак.

Вес, г.

Цена руб.

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

Виды упаковки    1. Простой п/э пакет  2. Без упаковки  3. П/э конверт  4. П/э подушка  5. П/э мешочек  6. П/э «конфета»  7. Картонная коробка  8. Пластиковая коробка  9. Коррекс  10. Подложка 11. Бумаж. пакет «конверт»  12. Бумаж. пакет "мешочек" 13. Пласт. банка 14. Стекл. банка 15. «Телевизор»

7.3    Анкета №3

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ

Х/Б и СДОБНЫЕ изделия 0,1-0,4

Анкета № __________

№ маршрута:

Интервьюер:

Дата замера: ____.____.09г

Название т/т

Адрес ул__________________________д________

Тел

код

Наименование/ марка

Производитель

Разновидность

Вид упак.

Вес, г.

Цена руб.

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

Виды упаковки    1. Простой п/э пакет  2. Без упаковки  3. П/э конверт  4. П/э подушка  5. П/э мешочек  6. П/э «конфета»  7. Картонная коробка  8. Пластиковая коробка  9. Коррекс  10. Подложка 11. Бумаж. пакет «конверт»  12. Бумаж. пакет "мешочек" 13. Пласт. банка 14. Стекл. банка 15. «Телевизор»


 

7.4    Анкета №4

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ

ХЛЕБ из ПШЕНИЧНОЙ муки

Анкета № ___________

№ маршрута:

Интервьюер:

Дата замера: ____.____.09г

Название т/т

Адрес ул__________________________д________

Тел

код

Наименование/ марка

Производитель

Разновидность

Вид упак.

Вес, г.

Цена руб.

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

Виды упаковки    1. Простой п/э пакет  2. Без упаковки  3. П/э конверт  4. П/э подушка  5. П/э мешочек  6. П/э «конфета»  7. Картонная коробка  8. Пластиковая коробка  9. Коррекс  10. Подложка 11. Бумаж. пакет «конверт»  12. Бумаж. пакет "мешочек" 13. Пласт. банка 14. Стекл. банка 15. «Телевизор»


 

7.5    Анкета №5

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ

ХЛЕБ смешанной валки и заварной

Анкета № ___________

№ маршрута:

Интервьюер:

Дата замера: ____.____.09г

Название т/т

Адрес ул__________________________д________

Тел

код

Наименование/ марка

Производитель

Разновидность

Вид упак.

Вес, г.

Цена руб.

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

Виды упаковки    1. Простой п/э пакет  2. Без упаковки  3. П/э конверт  4. П/э подушка  5. П/э мешочек  6. П/э «конфета»  7. Картонная коробка  8. Пластиковая коробка  9. Коррекс  10. Подложка 11. Бумаж. пакет «конверт»  12. Бумаж. пакет "мешочек" 13. Пласт. банка 14. Стекл. банка 15. «Телевизор»


7.6    Анкета №6. ПРОДАЖИ.

анкеты_

Интервьюер_

Дата замера: ___.___.2009г

Время с ____:____ по ____:____

Число опрошенных:

1.Булочные/кондитерские   2.Универсамы    3.Супермаркеты   4.Киоски   5.Палатки   6.Торговые павильоны   7.Продуктовые магазины/гастрономы   8.Точка на рынке

1. до 20 кв.м    2. 21-50 кв.м  3. 51- 100 кв.м   4. 101 -300 кв.м   5. более 300 кв.м   

Часы работы:  Б/д с_______до_______   Вых/д с_______до_______  

Название т/т

Адрес ул_______________________д______

Тел

Название рынка

Группа продукции

Код

Наименование

Производитель

Разновидность

Вес, г

Вид упак.

Кол-во

Цена за штуку

Частота покупки

Характеристика покупателя

Пол

Возраст

Род занятий

Р-р семьи

Кол-во детей до 16 лет

Доход

телефон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассорт. группы   1. Хлеб смеш. валки   2. Батоны   3. ХБ изделия    4. Слоёные изделия

Виды упаковки    1. Простой п/э пакет  2. Без упаковки  3. П/э конверт  4. П/э подушка  5. П/э мешочек  6. П/э «конфета»  7. Картонная коробка  8. Пластиковая коробка  9. Коррекс  10. Подложка 11. Бумаж. пакет «конверт»  12. Бумаж. пакет "мешочек" 13. Пласт. банка 14. Стекл. банка 15. «Телевизор»

Частота покупки 1. Каждый день   2. 4-6 раз в неделю    3. 1-3 раза в неделю    4. 2-3 раза в месяц   5. 1 раз в месяц   6. 1 раз в 2-3 месяца    7. 1 раз в 4-6 месяцев   8. Очень редко/никогда

Пол 1. мужской   2 женский

Род занятий  1. имею собств. дело   2. руководитель  3. служащий    4. рабочий   5. учащийся, студент   6. неработ. пенсионер   7. домохозяйка    8. безработный    9. военный

Шкала дохода (руб. на 1 чел. в месяц )   1. до 2500 руб.    2. 2501 - 5000 руб.    3. 5001 – 10 т. руб.    4. 10 т. – 20 т. руб.    5. свыше 20000 руб.

Яндекс.Метрика