Должностная инструкция маркетолога
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. На должность маркетолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (социологическое или инженерно-экономическое) образование.
1.2. Назначение на должность маркетолога и освобождение от неё производится приказом генерального директора компании.
1.3. Маркетолог подчиняется непосредственно генеральному директору компании.
1.4. Маркетолог должен обладать: аналитическими способностями, способностью к перспективному планированию, коммуникационными и организаторскими навыками.
1.5. Маркетолог должен знать:
· Общие правила организации труда в компании:
§ правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности;
§ гражданское и трудовое законодательство;
§ требования настоящей должностной инструкции.
§ организационно-распорядительные документы, действующие в компании и непосредственно связанные с её деятельностью;
· Методы подготовки и проведения маркетинговых исследований:
§ способы превращения управленческой задачи в задачу маркетингового исследования.
§ методы планирования исследования, выборки, подготовки его инструментария, организации проведения исследования, анализа и интерпретации результатов;
§ умение использовать набор методик изучения рыночной конъюнктуры, разработки прогнозов потребности в реализуемой продукции, проведения сегментации потребителей, анализа потребительских предпочтений целевого сегмента и конкурентного окружения;
§ способы использования исследований для анализа комплекса маркетинга компании и её конкурентов.
§ знать рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики;
§ уметь использовать технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций;
· Уникальные потребительские преимущества продукции компании:
§ характеристики и потребительские свойства реализуемой продукции, её отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки, основные технологические и производственные особенности её выпуска;
§ стандарты и технические условия на выпускаемую продукцию;
· Основы рекламного дела:
§ методы разработки, планирования и проведения рекламных кампаний;
§ подготовка медиа-планов,
§ методы управления имиджем компании,
§ знание и умение использовать различные виды рекламных коммуникаций (массовая реклама, стимулирование сбыта, паблик рилэйшн, выставки и ярмарки, прямая реклама), знание особенностей коммуникационных каналов;
§ знание порядка рассмотрения и подготовки рекламной документации;
§ способы и методы работы с СМИ умение общаться с рекламными агентствами;
§ умение работать с рекламациями покупателей и готовить ответы на претензии;
§ владение навыками деловой переписки;
· Ценообразование:
§ знать экономику производства, методы расчета прибыли, рентабельности и издержек производства;
§ уметь рассчитывать оптимальный уровень цен на основе издержек, среднерыночного уровня цен и цен на основе потребительской ценности продукта;
· Организация процесса продаж:
§ условия поставки, хранения и транспортировки продукции;
§ организацию торгово-сбытовой деятельности в компании;
§ способы организации учета и составления отчетности о выполнении планов сбыта и реализации продукции;
§ программное обеспечения для получения и анализа информации о сбыте продукции;
· Навыки эффективной организации своей работы:
§ необходимые компьютерные программы и операционные системы;
§ формы отчетных документов и порядок составления отчетности;
§ этику делового общения;
§ основы тайм-менеджмента;
§ уметь проводить презентации маркетинговых планов, результатов исследований и проведенных мероприятий;
§ законодательные и нормативные акты, а также методические материалы по маркетингу;
§ изучать опыт рыночной деятельности аналогичных отечественных и зарубежных фирм;
§ постоянно повышать свой профессиональный уровень.
1.6. Маркетолог в своей деятельности руководствуется настоящей должностной инструкцией.
1.7. На время отсутствия Маркетолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несёт ответственность за надлежавшее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Маркетолог:
2.1. Разрабатывает стратегию развития компании.
· проводит анализ внешней рыночной макросреды (STEP-анализ: социальные, экономические, законодательные, технологические факторы).
· изучает ближнее рыночное окружение (5 сил по Портеру: отраслевую конкуренцию, потребителей, поставщиков, угрозы появления новичков рынка и влияния на потребление товаров-заменителей).
· анализирует внутреннюю среду компании, выявляя сильные и слабые стороны предприятия (модели «цепочки создания ценности» и 7Ss McKinsey).
· использует аналитические модели для выработки стратегии предприятия (SWOT, MOST, матрицы BCG, GE- McKinsey, стратегий Ансоффа, Портера и другие).
· Обосновывает стратегические цели, стоящие перед компанией, вырабатывает для их достижения на основе анализа стратегии развития компании.
· Изучает возможные риски деятельности и готовит сценарии реагирования при их возникновении.
2.2. Проводит сегментацию рынка и позиционирования компании и её продукции.
· Организует проведение маркетинговых исследований потребителей, их отношений к комплексу маркетинга компании и её конкурентов, предпочтений в отношении марок продукции, изучает иерархию ценностей потребителей, их факторы выбора марок, шаги процесса покупки и структуру закупочного центра.
· Определяет критерии сегментирования потребителей, осуществляет сегментацию и выбор целевого сегмента.
· Проводит потребительский аудит.
· Проводит конкурентный аудит.
· Строит карты текущего и целевого позиционирования, выбирает методы дифференциации комплекса маркетинга хлебозавода от предприятий конкурентов.
· Формулирует уникальное позиционирование продукции.
2.3. Вырабатывает маркетинговый комплекс компании.
· Изучает восприятие потребительских ценностей продукции компании в целевом сегменте потребителей. Изучает сильные и слабые стороны ассортиментного портфеля. Анализирует данные сбытовой, финансовой отчетности компании.
· Выносит предложения о разработки новых изделий или об улучшении характеристик нынешних изделий, выпускаемых компанией. Готовит технические задания на разработку продукции для отдела главного технолога и главного инженера.
· Организует и проводит тесты (дегустации) продукции.
· Готовит технически задания на разработку дизайна упаковки продукции для привлекаемых дизайн-студий.
· Проводит мероприятия по формированию ассортиментного портфеля компании и созданию торговых марок и продвижению их на рынок.
2.3.2. Ценообразование.
· Определение типа ценообразования для определения оптимальной цены для каждой товарной группы.
· Проводит ценовые исследования и обосновывает предлагаемые уровень цен на продукцию.
2.3.3. Продажи.
· Проводит анализ сбытовой деятельности компании.
· Разрабатывает и обосновывает прогнозы объемов продаж для товарных групп и отдельным товарным позициям или маркам.
· Обеспечивает маркетинговую поддержку торговых представителей компании данными о конечных покупателях, рыночном положении предприятия, описанием уникальных потребительских характеристик и позиционирования продукции.
2.3.4. Маркетинговые коммуникации.
· Разрабатывает планы рекламных кампаний в виде интегрированных маркетинговых коммуникациях компании с определением целевой аудитории, основных рекламных посланий, рекламных каналов, медиа-плана и точек обратной связи.
· Готовит технические задания на подготовку рекламной кампании и материалов к ней для рекламных агентств и СМИ.
· Осуществляет контроль над ее реализацией и анализ её результатов.
2.4. Формирование и исполнение маркетинговых планов.
· Разрабатывает маркетинговые планы компании с выделением в них планов по продукту, цене, продажам и рекламным коммуникациям.
· Утверждает планы у генерального директора компании и знакомит с планами всех вовлечённых в их исполнение работников предприятия.
· Следит за реализацией планов и отчитывается перед генеральным директором о результатах их выполнения.
· Решает текущие вопросы и выполняет текущие задания, поступающие от генерального директора компании, в рамках своей компетенции.
3. ПРАВА
Маркетолог имеет право:
3.1. Запрашивать у руководителей структурных подразделений компании и других бизнес-единиц в его составе, специалистов и иных работников информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.2. В необходимых случаях представлять компанию в отношениях с другими организациями в целях решения вопросов в рамках деятельности, находящейся в его компетенции.
3.3. Знакомиться с проектами решений руководства компании, касающимися его деятельности;
3.4. Вносить на рассмотрение руководства компании предложения по совершенствованию работы связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией;
3.5. Сообщать генеральному директору о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности компании (её структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению;
3.6. Требовать от руководства компании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.7. Привлекать специалистов всех структурных подразделений компании для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя компании).
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Маркетолог несет ответственность:
4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
4.2. За совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
4.3. За причинение материального ущерба и ущерба деловой репутации компании – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.4. За разглашение коммерческой тайны;
4.5. За невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководства.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы маркетолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
5.2. При возникновении производственной необходимости маркетолог может выезжать в служебные командировки, в том числе местного значения.
Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от «____» ___________ 200___ № ________.