Должностная инструкция маркетолога

 

1.           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1.     На должность маркетолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (социологическое или инженерно-экономическое) образование.

1.2.     Назначение на должность маркетолога и освобождение от неё производится приказом генерального директора компании.

1.3.     Маркетолог подчиняется непосредственно генеральному директору компании.

1.4.     Маркетолог должен обладать: аналитическими способностями, способностью к перспективному планированию, коммуникационными и организаторскими навыками.

1.5.     Маркетолог должен знать:

·         Общие правила организации труда в компании:

§  правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности;

§  гражданское и трудовое законодательство;

§  требования настоящей должностной инструкции.

§  организационно-распорядительные документы, действующие в компании и непосредственно связанные с её деятельностью;

·         Методы подготовки и проведения маркетинговых исследований:

§  способы превращения управленческой задачи в задачу маркетингового исследования.

§  методы планирования исследования, выборки, подготовки его инструментария, организации проведения исследования, анализа и интерпретации результатов;

§  умение использовать набор методик изучения рыночной конъюнктуры, разработки прогнозов потребности в реализуемой продукции, проведения сегментации потребителей, анализа потребительских предпочтений целевого сегмента и конкурентного окружения;

§  способы использования исследований для анализа комплекса маркетинга компании и её конкурентов.

§  знать рыночные  методы  хозяйствования,  закономерности  и   особенности развития экономики;

§  уметь использовать технические   средства  сбора  и  обработки  информации,  связи  и коммуникаций;

·         Уникальные потребительские преимущества продукции компании:

§  характеристики и потребительские свойства реализуемой продукции, её отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки, основные технологические и производственные особенности её выпуска;

§  стандарты и технические условия на выпускаемую продукцию;

·         Основы рекламного дела:

§  методы разработки, планирования и проведения рекламных кампаний;

§  подготовка медиа-планов,

§  методы управления имиджем компании,

§  знание и умение использовать различные виды рекламных коммуникаций (массовая реклама, стимулирование сбыта, паблик рилэйшн, выставки и ярмарки, прямая реклама), знание особенностей коммуникационных каналов;

§  знание порядка рассмотрения и подготовки рекламной документации;

§  способы и методы работы с СМИ умение общаться с рекламными агентствами;

§  умение работать с рекламациями покупателей и готовить ответы на претензии;

§  владение навыками деловой переписки;

·         Ценообразование:

§  знать экономику производства, методы расчета прибыли, рентабельности и издержек производства;

§  уметь рассчитывать оптимальный уровень цен на основе издержек, среднерыночного уровня цен и цен на основе потребительской ценности продукта;

·         Организация процесса продаж:

§  условия поставки, хранения и транспортировки продукции;

§  организацию торгово-сбытовой деятельности в компании;

§  способы организации учета и составления отчетности о выполнении планов сбыта и реализации продукции;

§  программное обеспечения для получения и анализа информации о сбыте продукции;

·         Навыки эффективной организации своей работы:

§  необходимые компьютерные программы и операционные системы;

§  формы отчетных документов и порядок составления отчетности;

§  этику делового общения;

§  основы тайм-менеджмента;

§  уметь проводить презентации маркетинговых планов, результатов исследований и проведенных мероприятий;

§  законодательные и нормативные акты, а также методические материалы по маркетингу;

§  изучать опыт рыночной деятельности аналогичных отечественных и зарубежных фирм;

§  постоянно повышать свой профессиональный уровень.

1.6.     Маркетолог в своей деятельности руководствуется настоящей должностной инструкцией.

1.7.     На время отсутствия Маркетолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несёт ответственность за надлежавшее исполнение возложенных на него обязанностей.

 

2.           ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

Маркетолог:

2.1.     Разрабатывает стратегию развития компании.

·         проводит анализ внешней рыночной макросреды (STEP-анализ: социальные, экономические, законодательные, технологические факторы).

·         изучает ближнее рыночное окружение (5 сил по Портеру: отраслевую конкуренцию, потребителей, поставщиков, угрозы появления новичков рынка и влияния на потребление товаров-заменителей).

·         анализирует внутреннюю среду компании, выявляя сильные и слабые стороны предприятия (модели «цепочки создания ценности» и 7Ss McKinsey).

·         использует аналитические модели для выработки стратегии предприятия (SWOT, MOST, матрицы BCG, GE- McKinsey, стратегий Ансоффа, Портера и другие).

·         Обосновывает стратегические цели, стоящие перед компанией, вырабатывает для их достижения на основе анализа стратегии развития компании.

·         Изучает возможные риски деятельности и готовит сценарии реагирования при их возникновении.

2.2.     Проводит сегментацию рынка и позиционирования компании и её продукции.

·         Организует проведение маркетинговых исследований потребителей, их отношений к комплексу маркетинга компании и её конкурентов, предпочтений в отношении марок продукции, изучает иерархию ценностей потребителей, их факторы выбора марок, шаги процесса покупки и структуру закупочного центра.

·         Определяет критерии сегментирования потребителей, осуществляет сегментацию и выбор целевого сегмента.

·         Проводит потребительский аудит.

·         Проводит конкурентный аудит.

·         Строит карты текущего и целевого позиционирования, выбирает методы дифференциации комплекса маркетинга хлебозавода от предприятий конкурентов.

·         Формулирует уникальное позиционирование продукции.

2.3.     Вырабатывает маркетинговый комплекс компании.

2.3.1.           Продукт.

·         Изучает восприятие потребительских ценностей продукции компании в целевом сегменте потребителей. Изучает сильные и слабые стороны ассортиментного портфеля. Анализирует данные сбытовой, финансовой отчетности компании.

·         Выносит предложения о разработки новых изделий или об улучшении характеристик нынешних изделий, выпускаемых компанией. Готовит технические задания на разработку продукции для отдела главного технолога и главного инженера.

·         Организует и проводит тесты (дегустации) продукции.

·         Готовит технически задания на разработку дизайна упаковки продукции для привлекаемых дизайн-студий.

·         Проводит мероприятия по формированию ассортиментного портфеля компании и созданию торговых марок и продвижению их на рынок.

2.3.2.           Ценообразование.

·         Определение типа ценообразования для определения оптимальной цены для каждой товарной группы.

·         Проводит ценовые исследования и обосновывает предлагаемые уровень цен на продукцию.

2.3.3.           Продажи.

·         Проводит анализ сбытовой деятельности компании.

·         Разрабатывает и обосновывает прогнозы объемов продаж для товарных групп и отдельным товарным позициям или маркам.

·         Обеспечивает маркетинговую поддержку торговых представителей компании данными о конечных покупателях, рыночном положении предприятия, описанием уникальных потребительских характеристик и позиционирования продукции.

2.3.4.           Маркетинговые коммуникации.

·         Разрабатывает планы рекламных кампаний в виде интегрированных маркетинговых коммуникациях компании с определением целевой аудитории, основных рекламных посланий, рекламных каналов, медиа-плана и точек обратной связи.

·         Готовит технические задания на подготовку рекламной кампании и материалов к ней для рекламных агентств и СМИ.

·         Осуществляет контроль над ее реализацией и анализ её результатов.

2.4.     Формирование и исполнение маркетинговых планов.

·         Разрабатывает маркетинговые планы компании с выделением в них планов по продукту, цене, продажам и рекламным коммуникациям.

·         Утверждает планы у генерального директора компании и знакомит с планами всех вовлечённых в их исполнение работников предприятия.

·         Следит за реализацией планов и отчитывается перед генеральным директором о результатах их выполнения.

·         Решает текущие вопросы и выполняет текущие задания, поступающие от генерального директора компании, в рамках своей компетенции.

 

3.           ПРАВА

 

Маркетолог имеет право:

3.1.     Запрашивать у руководителей структурных подразделений компании и других бизнес-единиц в его составе, специалистов и иных работников информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.2.     В необходимых случаях представлять компанию в отношениях с другими организациями в целях решения вопросов в рамках деятельности, находящейся в его компетенции.

3.3.     Знакомиться с проектами решений руководства компании, касающимися его деятельности;

3.4.     Вносить на рассмотрение руководства компании предложения по совершенствованию работы связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией;

3.5.     Сообщать генеральному директору о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности компании (её структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению;

3.6.     Требовать от руководства компании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.7.     Привлекать    специалистов   всех   структурных   подразделений компании для  решения  возложенных  на  него  обязанностей  (если  это предусмотрено положениями  о  структурных  подразделениях,  если  нет – с разрешения руководителя компании).

 

4.           ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Маркетолог несет ответственность:

4.1.     За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

4.2.     За совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

4.3.     За причинение материального ущерба и ущерба деловой репутации компании – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.4.     За разглашение коммерческой тайны;

4.5.     За невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководства.

 

5.           УСЛОВИЯ РАБОТЫ

 

5.1.     Режим работы маркетолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

5.2.     При возникновении производственной необходимости маркетолог может выезжать в служебные командировки, в том числе местного значения.

 

 

 

 

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от «____» ___________ 200___ № ________.

 

Яндекс.Метрика